Технология и особенности выполнения кованых изделий

Для того, чтобы выполнить художественную ковку, кузнецу необходимы специальные инструменты. Эту работу нельзя проделать без наковальни. Ее рог можно использовать для того, чтобы загибать металл. А в образовавшиеся отверстия вставляются устройства, которые используются в ковке изделий со сложным рельефом – шпераки. На них правятся и изготавливаются отдельные части узора.
Для того чтобы не повредить зубило, металл нужно рубить только у основания рога. Крепится наковальня на низкий дубовый чурбан с использованием специальных костылей. Ручник служит для обработки металла при небольшом объеме работы и для наметки места куда будет нанесен удар сокрушительный молотобойца.
После пребывания поковки в течение некоторого времени на жару, ее достают и при помощи клещей фиксируют в определенном положении. Этот инструмент разнообразен по форме губок. Они могут быть плоскими, трубчатыми, полукруглыми. Их можно изменять при необходимости в зависимости от поковочного профиля. Обрабатываемую деталь нужно крепко и плотно захватывать клещами.
Для того чтобы в металле проделать отверстия используют пробойники. Эти элементы имеют сечения разнообразной формы: круглые, квадратные, прямоугольные. Для придания изделию граненой, цилиндрической, овальной формы его подвергают обработке с применением обжимки. Это приспособление имеет две части, нижнюю и верхнюю. Нижняя часть вставляется в отверстие наковальни, а другая прикрепляется к деревянной ручке.
Для того чтобы поверхность поковки получилась идеально гладкой, применяют тщательно отшлифованную гладилку. Ямки и углубления кузнец создает при помощи подбоек. От мастера требуется не только опыт и «легкость руки», но и творческая фантазия. Наличие у кузнеца всех этих качеств позволяет превратить кованые предметы в настоящие шедевры искусства.
Иногда для создания эксклюзивного кованого изделия мастеру потребуется изготовить дополнительные инструменты.
Существует несколько основных приемов ковки.
- Раскаленная докрасна полоса подвергается сгибанию между вставленных в стальную плиту штырей.
- Когда нужно уменьшить длину заготовки, но при этом увеличить поперечное сечение, деталь раскаляется, вертикально фиксируется при помощи щипцов на наковальне, после чего мощные удары кувалды обрушиваются на ее верхний конец. Этот способ называется осадкой. Данная процедура, проделанная на определенном участке заготовки, называется высадкой. В этом случае разогревают только область, подвергаемую обработке, а концы детали охлаждаются в воде.
- Если требуется уменьшить толщину заготовки, увеличив при этом ее длину, изделие подвергают вытягиванию. Болванку квадратного сечения, поворачивая ее время от времени на 90 градусов, расковывают кувалдой. Круглую заготовку обрабатывают по той же технологии, но с применением обжимок седлообразной формы
- Чтобы разделить болванку на несколько частей, ее разогревают докрасна, кладут на наковальню и рубят при помощи молота. После того как заготовка прорублена на три четверти толщины, ее переворачивают и продолжают процесс.
- Прорубленные не до конца отростки детали можно использовать для изготовления завитков, листочков, цветов. Скручивание стержня тоже придаст изделию некую изящность. Для этого стержень нагревают докрасна, один его конец зажимают в тисках, а на другой надевают специальный вороток, после чего начинается процесс скручивания. Свивкой называется несколько прутов, скрученных вместе.
- Для того, чтобы деталь стала идеально гладкой, ее гладят гладилкой, которую постепенно передвигают по металлу и постоянно бьют по ней молотом или ручником.
- Узоры на поковку наносят при помощи зубила. Это могут быть зигзаги, штрихи, изображения, надписи. При этом поверхность изделия должна быть идеально ровной. Иногда насечку производят с применением пуансонов и подбоек, на их рабочей части нанесены определенные фактуры.
Также Вас может заинтересовать: